Закаливание детей Версия для печати

Издревле вода присутствует во многих народных обрядах и ритуалах. Не обходятся без нее ни при рождении человека (крещение), ни при его смерти (омовение). В целебных и закаливающих свойствах природы вода играет особую роль, особенно вода холодная или ледяная. Ее свойства с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами. В папирусах Древнего Египта, например, обнаружены указания на то, что следует систематически использовать охлаждающие водные процедуры в оздоровительных целях.

 С первых дней жизни ребёнок нуждается в правильном питьевом режиме. Считается, что потребность младенца в воде в первый год жизни составляет до 150 мл. на 1 кг. массы тела в сутки. Конечно, львиную долю жидкости он получает с материнским молоком или молочными смесями. Дальше..

Полагают, что египетская культура закаливания была перенесена в Древнюю Грецию, где ее распространял яркий пропагандист оздоровления людей с помощью холодной воды, великий философ и математик Пифагор Самосский. В священных индуистских книгах говорится, что омовения холодной водой дают десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет лица и... внимание красивых женщин. Античные историки Геродот и Тацит, описывая быт скифов, указывают на то, что они купали детей в холодных водах рек.

   Из известных врачей древности, широко использовавших водные процедуры для лечения и укрепления здоровья, следует назвать Гиппократа (ему принадлежит утверждение о том, что холодная вода возбуждает, а теплая расслабляет), а также Асклепиада и Авла Корнелия Цельса. Практиковавший в средние века в Баварии Себастьян Кнейп писал: «Сильные народы, племена, роды всегда были верными друзьями холодной воды».

   На Руси испокон веков относились к воде очень уважительно. Многие историки, ученые и путешественники в разные времена отмечали пристрастие русских к ледяной воде. Купание в ней сочеталось обычно с баней. В «Повести временных лет», одном из самых значительных литературных произведений времен Киевской Руси, летописец Нестор описывает впечатления Святого Андрея о быте славян, живших в Новгородской земле: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя забивают, что едва слезут, едва живые, обольются водой студеною, и тогда только оживут. И творят так каждый день, никем не мучимые... и этим совершают омовение себе, а не мучение».

   Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Москву в середине семнадцатого века, писал, что после парной русские любят валяться в снегу и обливаться холодной водой. Петр 1, как известно, тоже поощрял холодные купания. С ледяной водой дружил А.В. Суворов. Он даже зимой обязательно обливался холодной водой. В бане же он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, по два ведра сразу. В проруби купался И.А. Крылов. Ванны со льдом принимал А.С. Пушкин. Большими любителями купания в ледяной воде были адмирал С.О. Макаров, герой русско-турецкой войны генерал М.Д. Скобелев, писатель Н.Г. Чернышевский, художник И.Е. Репин.

   Суровые климатические условия России заставляли людей искать адекватные формы и методы закаливания. Считалось совершенно необходимым закаливать детей с раннего детства. У северных кочевых народов издревле существовал обычай обтирать снегом новорожденных, а в дальнейшем — «купать» их в снегу, причем не только здоровых, но и больных. Так, например, тунгусы или якуты обливали новорожденного несколько раз в день ледяной водой и натирали снегом.

  

Ну разве можно представить нашу современную быструю жизнь без чашки кофе на завтрак и освежающего прохладного душа утром, без горячей расслабляющей ванны вечером? И, пожалуй, не встретить город, в котором нет сейчас водопровода. Каждый из нас тратит в день 100-200 литров воды. А в старину, в XV—XVI веке, житель такого города, как Париж, расходовал только одно ведро. Вот и возникает вопрос - «Часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку комнат?» Дальше...

 Обтирание снегом выглядело так: несмотря на мороз, мать, развернув меховую «пеленку-шкуру», быстро окунала малыша в снег, аккуратно обтирала все тело, а затем снова заворачивала ребенка в мех. Таким образом, тело и дыхательные пути с первых дней жизни приучались к холоду, и дети становились привычными к жизни в суровом северном климате. А более старшие дети выбегали без одежды на мороз, чтобы «узнать, какая сегодня погода». Эта веками выработанная традиция привела к тому, что дети северных народов практически не знали, что такое простудные заболевания.

   Известно, что крещение младенцев по православному обряду совершается путем трехкратного погружения под воду с головой. Примечателен тот факт, что крещение в ледяной воде гораздо полезнее для детского организма, чем в теплой. Автор книги «Мать и дитя», изданной в 1893 году, В. Жук передает рассказ земского врача Евсеенко: «Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной воде, развиваются и растут лучше, чем крещенные в теплой купели. Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и принимает особо приятный и бодрый вид... Быстрое погружение в холодную воду усиливает все процессы обмена, поднимает упавшее питание и кроветворение, исправляет еще не установившееся движение соков, кожа краснеет и приятна на вид.

   Совсем иначе действует крещение в теплой воде... Теплая вода, не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело; несчастный ребенок мерзнет, дрожит, бледнеет.»

   Вкратце опишем физиологический механизм воздействия холодной воды на организм человека.    Действуя на рецепторы кожи, холодная вода вызывает мощный поток нервных импульсов в спинной мозг и центральную нервную систему. Это вызывает ответную комплексную нейрогуморальную реакцию, способствующую выработке и перераспределению энергии. Активизируются биохимические процессы, ускоряется углеводный обмен, железы внутренней секреции выделяют в кровь тонизирующие гормоны. Изменяются работа больших и малых кровеносных сосудов и движение по ним крови. Нервные центры заряжаются, тонизируются. Мобилизуются резервные возможности, повышается работоспособность организма. Это — выход на более высокий уровень энергетики и жизнедеятельности в целом.

   Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников закаливания детей грудного возраста. Свое мнение на этот счет высказывает доктор медицинских наук, профессор И.А. Аршавский: «В научной лаборатории, которой я руководил на протяжении многих лет, исследовалось, в частности, влияние низких температур на здоровье детей. Если новорожденного младенца погрузить в холодную воду, то у него резко повысится мышечный тонус и двигательная активность. После такой процедуры у малыша значительно активизируется сосательный рефлекс, что позволяет ему получить от матери необходимое количество молока. Если погружение в воду делать перед каждым кормлением, то ребенок будет расти удивительно здоровым и крепким. При таком образе жизни малыши, появляющиеся на свет физиологически зрелыми, редко болеют, а младенцы, родившиеся ослабленными, быстро догоняют в развитии своих ровесников».

   Физики, изучающие свойства воды, утверждают, что ледяная и талая вода (так называемая структурированная, то есть имеющая наиболее сложные структурные связи) обладает повышенной физиологической активностью, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует резервные силы. При окунании ребенка в холодную воду тело его сжимается, сосуды сдавливаются, кровь из них уходит к сердцу, легким, головному мозгу и так много сотен и тысяч раз. Это — мышечный насос, как бы второе сердце.

   Следует сразу же сказать, что купать новорожденных и грудных детей целесообразнее всего в прохладной воде. В холодную, тем более, ледяную воду их можно окунать лишь на 1-2 секунды и тут же, вынув из воды, разогревать с помощью активных движений руками и ногами. Кстати, если разогревать, растирая докрасна полотенцем, это во многом снимет эффект купания в прохладной воде.

   Приучение малышей к холоду можно условно разделить на три этапа: начальное освоение — привыкание — полная адаптация. Приучение предусматривает использование естественных факторов природы: грунта (хождение босиком по полу, земле, льду, снегу); воды (обтирание мокрым полотенцем, прохладный, контрастный, а затем и холодный душ, купание в прохладной воде, обливание холодной водой, окунание в холодную, а в дальнейшем - в ледяную воду, обтирание снегом); воздуха (частое проветривание помещения, облегченная одежда во время прогулок, сон на свежем воздухе в любое время года).

   Температурный режим при водном закаливании имеет свои ориентировочные пределы. Вода прохладная, холодная и ледяная располагаются каждая в своем диапазоне: первая — от 26 градусов (на 10 градусов ниже температуры тела) до 20 градусов, далее соответственно — от 20 до 10 градусов и затем — от 10 до 3 градусов.

   Закаливание новорожденных и грудных младенцев должно быть доступным (посильным, переносимым); систематичным (постоянным, ежедневным); последовательным (с постепенным увеличением времени пребывания в воде); а также основанным на учете индивидуальных особенностей ребенка (приученность, адаптированность к холоду, подкожный жировой слой, активность в воде, самочувствие, настроение и т.п.).

   Не следует форсировать процесс закаливания, сразу подвергать нетренированного малыша длительному охлаждению. Нельзя допускать переохлаждения. Первые купания в воде кратковременны, по несколько секунд. Это обливание из тазика или прохладного душа, окунание с головой. Со временем малыш привыкнет к холодному воздействию, и окунание в прорубь или обтирание снегом будет доставлять ему удовольствие.

   Важно все время следить за состоянием ребенка, учитывать внешние признаки адаптации к холоду, в частности, к холодной воде. Если тело малыша посинело, он скован, дрожит, сеанс закаливания надо тотчас же прекратить, а еще лучше не доводить закаливание до таких эксцессов. При купании в прохладной воде тело малыша должно быть розовым, а сам он — подвижным, активным, полным энергии.

   Если ребенок сам еще плохо держится на воде, двигательную активность ему обеспечивают взрослые. Лучше всего, если сами родители находятся с малышом в воде. Они по себе смогут оценить степень его усталости и, в зависимости от этого, сократить или увеличить время, отведенное на водное занятие. А малыш, глядя на папу или маму, будет повторять их движения в воде (вспомните о подражательном рефлексе, хорошо развитом у детей), учиться нырять и плавать, не испытывая страха при погружении в воду.

   При купании в прохладной воде малыш подвижен, активен, у него увеличивается выработка тепла и он может долго в ней заниматься, не ощущая холода.    Перед купанием в прохладной воде всегда нужно хорошо разогреть малыша: проделать комплекс упражнений, растереть его тело руками — тогда он не будет быстро мерзнуть. После такого занятия нужно также разогреть его активными движениями.

   Еще раз напомним, что купание в теплой воде делает ребенка изнеженным, часто настолько, что он теряет способность противостоять охлаждению тела и даже небольшому изменению температуры внешней среды: сразу провоцируются насморк, ангина и т.п. Если же родители все-таки купают ребенка в теплой воде, то водную процедуру надо заканчивать обливанием водой холодной. Вначале можно облить только стопы или ручки малыша, а вслед за этим из ведра или кувшина, сразу же, одним потоком, обливается все тело. Лучше всего обливать с макушки — там происходит прилив энергии через энергетический центр в коре мозга.

   Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие результаты: закаленный малыш легче преодолевает любые болезненные состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекционными болезнями — у него в целом выше иммунно-билогическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними.

   При систематическом закаливании с первых дней жизни даже купание в проруби «моржей-младенцев» выглядит вполне обычной и естественной процедурой.    Вот как описывает М. Дмитрук в книге «Как дожить до третьего тысячелетия» моржевание с пеленок: «Из помещения на мороз выбежали необычные спортсмены: взрослые и дети в плавках и купальниках, словно летом на пляже, а младенцы — голышом, как будто родители несли их в баню. С веселым смехом все приблизились к широкой проруби, оставляя на снегу следы босых ног... Коля выполняет в руках взрослого сложные акробатические упражнения — сальто, подкрутки. И при этом блаженно улыбается. На морозе тело малыша в движении разогрелось, кожа стала розовой, на щеках яркий румянец. Теперь ему не страшна ледяная вода...»    

Автор: Лев Бурачевский, «Гомо-Дельфинус. Мягкое рождение и водное развитие ребенка по методу И.Б. Чарковского

« назад   дальше »